Вежливое поведение с самого рождения
Вежливость, как и навыки опрятности и другие нормы морали, лучше всего формируется в дошкольном возрасте. Именно в это время ребенок наиболее активно усваивает социальные нормы поведения. Все психологи сходятся в одном: замечания и нотации не помогут стать десятилетнему школьнику вежливее и аккуратнее, если в 5 лет он не научился убирать свою одежду и говорить «спасибо» после обеда. Чтобы невоспитанность не стала чертой характера ребенка и мучением для родителей, учить малыша вежливости нужно с самого раннего возраста.
Неправильная вежливость
Настоящая вежливость не имеет ничего общего с обычным послушанием, желанием понравиться взрослому или страхом наказания. Поэтому не стоит путать вежливого и зажатого, излишне скромного ребенка. К сожалению, садовская система воспитания часто излишне «нормализирует» детей. Воспитателям удается сформировать у малышей стереотипные представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», но научить ребенка различать нюансы в отношениях с другими людьми получается не всегда. Воспитатели, а порой и сами родители, ставят запрет на «плохом» поведении и дают однозначные установки, как нужно себя вести всегда. Например: «драться нельзя», «всегда здоровайся первым» и т.д. В итоге малышу только и остаётся прятаться от хулигана обидчика и здороваться даже с незнакомыми взрослыми, среди которых могут быть и опасные люди. Когда вежливость становится краеугольным камнем в воспитании, она способна принести больше вреда, чем пользы.Правильная вежливость
Во-первых, у вежливого ребенка в лексиконе много вежливых слов, и он понимает их значение. Во-вторых, вежливый ребенок знаком с элементарными нормами этикета. Даже малыш может придержать дверь для мамы с тяжелой сумкой. В-третьих, вежливый ребенок умеет быть и не очень вежливым, особенно если это необходимо для защиты личных границ. При этом вежливый ребенок прекрасно различает, когда и какую форму поведения выбрать.Психологи также отмечают, что для малышей важно пошалить, порой они произносят не самые хорошие слова. Все это необходимо для снятия внутреннего напряжения. Ведь и мы порой можем нелестно высказаться о водителе, подрезающем нас на дороге. Важно показывать ребенку, как в приемлемой форме давать выход своим эмоциям.
В-четвертых, вежливый ребенок выбирает вежливое поведение, потому что видит, что другим людям оно приятно, вежливость помогает договариваться, заводить друзей и т.д., а вовсе не потому что боится наказания или хочет заслужить подарок.
Как научить вежливому поведению
Очень важно, чтобы ребенок умел соблюдать баланс между личными и общими интересами, то есть развитие его личности и социализация должны идти рука об руку. Это означает, что родителю необходимо постоянно балансировать в своих высказываниях, поддерживая то один, то другой процесс. Например, вы научили малыша делиться игрушками, он следует этому правилу, но кто-то из его друзей никогда не делится. Малышу обидно, страдают его личные интересы. Можно объяснить, что вы его понимаете, похвалить за его благородное поведение, и разрешить самому решать: будет ли он делиться своими игрушками с этим другом или нет. И наоборот, если ваш малыш склонен держать свои игрушки при себе, можно ненавязчиво объяснить, что такое «делиться», предложить попробовать дать свою игрушку на время кому-то из друзей или поменяться. Конечно, не настаивайте, чтобы он сделал это обязательно, но следите, чтобы он при этом с уважением относился к чужой собственности. Останавливайте малыша, если он хватает без спроса не свои игрушки, и снова предлагайте вежливые формы поведения: спросить разрешения, предложить обмен и т.д.Очень удобно формировать вежливое поведение не только в повседневном общении, но и во время сюжетных игр. В них можно разыграть любые модели поведения, начиная от семейного обеда и заканчивая организацией праздника для гостей. В этом вам помогут игровые пособия из системы «Больше, чем игрушки»: Кукольный домик или игровой набор «Лесной домик».
Обыгрывая какую-либо ситуацию вместе с ребенком, вы всегда можете дать ему обратную связь от лица кукольной фигурки. Например: «Ты знаешь, что-то мне совсем не хочет
- Комментарии
Загрузка комментариев...